Задержка речевого развития: варианты и пути диагностики
Бобылова М.Ю. (врач-невролог)

Задержка речевого развития- собирательный термин, обозначающий несоответствие уровня речевой активности ребенка его возрасту. Поскольку речь является психической функцией (наряду с мышлением, вниманием, восприятием и другими), изолированная задержка речевого развития приводит к задержке развития психики в целом.

Давайте разберемся, что скрывается за термином «задержка речевого развития».

Самый простой для диагностики вариант – это задержка речи на фоне нормального развития других психических функций.

Самая частая причина – наследственность. Как правило, у таких детей родственники начали говорить после 3 лет.

Если наследственность исключается, обязательно нужно обследовать ребенку слух и состояние органов речевого аппарата. Слух обследует ЛОР-врач, а более детально – аудиографическое исследование, которое проводят в сурдоцентре. Особенно важно исследовать слух, если создается впечатление, что ребенок не только не говорит, но и не понимает обращенной к нему речи. Органы речедвигательного аппарата осматривает также ЛОР-врач, невролог и челюстно-лицевой хирург (ортодонт). При этом можно выявить аномалии строения языка, мягкого неба, глотки и гортани. Самая частая аномалия – короткая уздечка языка. Эти аномалии мешают ребенку формировать устные высказывания, а вот понимают речи они всегда в полном объеме.

В других случаях наряду с задержкой речевого развития у ребенка отмечается задержка психического развития или своеобразие характера.

В этих случаях (которые логопеды называют «системное недоразвитие речи») диагностика всегда проводится с участием невролога и психиатра по следующему алгоритму:

1. Консультация невролога

2. Невролог назначает обследования функций головного мозга:



· ЭЭГ или ЭЭГ-мониторинг ночного сна: задержка речевого развития бывает при эпилепсиях и эпилептической активности в мозге,

· МРТ головного мозга – задержка речевого развития может быть проявлением структурного поражения головного мозга (аномалия развития, последствие гипоксии-асфиксии в родах, последствие черепно-мозговых травм, инфекций и т.д.)

· Консультацию психолога – для диагностики общего уровня развития

· Консультацию психиатра – для исключения психического заболевания (раннего детского аутизма, шизофрении, олигофрении),

· Консультацию генетика – есть генетические синдромы, проявляющиеся в частность нарушениями речевого развития

· ЭМГ (электромиографию) для диагностики состояния мышц, т.к. при некоторых мышечных заболеваниях может нарушаться речь из-за неправильной работы мышц языка и лица

· УЗДГ МАГ (УЗИ сосудов головы и шеи) – задержка речевого развития может быть следствием нарушения кровообращения



3. Пройдя все необходимые диагностические процедуры, родители должны вернуться к неврологу на повторную консультацию, для установления окончательного диагноза, приведшего к задержке речевого развития. Нужно помнить, что диагноз ставит только врач, а исследования являются только дополнительными методами диагностики. Например, на МРТ может выявиться патология, но она не связана с задержкой речи у ребенка.

Дальнейшая коррекция зависит от правильно установленного диагноза.

Вариант нарушения речи и способ его коррекции:

Нарушения звукопроизношения:

· Дислалия — нечеткость звуков. Корректирует преимущественно логопед.

· Ринолалия - особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устаревшие названия «заячья губа» и «волчья пасть»). Ринолалию корректируют стоматолог (ортодонт) и логопед.

· Диазартрия - расстройство экспрессивной речи центрального характера. Дизартрию корректируют невролог и логопед.

· Баттаризм, готтентотизм - совершенно невнятная речь. Нарушены произношения сложных слоговых структур, смягчения, озвончения согласных фонем.

Нарушения темпа и ритма речи: корректируют совместно логопед, невролог, психотерапевт.

· Брадилалия – замедленная, тягучая речь

· Тахилалия – быстрая речь

· Полтерн (спотыкание) – запинки в речи

· Заикание – тик мышц языка, выражается повторным произнесением звуков в начале, в середине и в конце слова

Нарушения голоса

· Афония (дисфония) - открытая и закрытая формы ринофоний (устаревший синоним «гнусавость»), нарушения просодики и полетности голоса. Корректируют логопед и фониатор.

Нарушения импрессивной речи

· Слуховая агнозия – отсутствует понимание всех звуков, но слух сохранен

· Сенсорная афазия – отсутствует восприятия и понимания речи, неречевые звуки дифференцирует.

Варианты распада речи — афазии. Корректируют невролог, нейропсихолог и логопед.

Варианты общего недоразвития речи и алалии. Корректирует невролог, дефектолог, нейропсихолог.

Нарушения письменной речи

· Дислексия (алексия) – нарушение чтения

· Дисграфия (аграфия) – нарушение письма

Нарушения речевого развития при задержке психо-речевого развития (корректируют дефектолог и олигофренопедагог).

Нарушения речевого развития при нарушениях слуха корректирует сурдопедагог.




Made on
Tilda