Минимальная мозговая дисфункция
врач-невролог к.м.н. Бобылова М.Ю.

Термином "минимальная мозговая дисфункция" (ММД) в детской неврологии обозначают легкие органические изменения центральной нервной системы, на фоне которых наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, речевые расстройства. Число детей с ММД достигает 21 %.

Причины ММД разнообразны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма, наследственность.

Вредные факторы воздействуют на развивающийся мозг ребенка еще до его рождения, позже это приводит к нарушению функции головного мозга, замедлению его созревания.

Клиническая картина ММД крайне изменчива и во многом зависит от возраста ребенка. Уже в грудном возрасте можно отметить повышенную нервно-рефлекторноую возбудимость, быстро компенсирующуюся гидроцефалию, задержку темпа психомоторного развития.

Позже дети с ММД трудно адаптируются к детскому коллективу, у них появляются речевые нарушения, энурез, недостаточность моторики, различные виды невротических реакций.

При ММД характерно гиперактивное поведение: ребенок не может сосредоточиться, постоянно отвлекается. Реже у ребенка с ММД отмечаются снижение активности, стремление к уединению, недостаточная инициативность.
Отмечаются также расстройства сна (трудное засыпание, недостаточность его глубины, уменьшение суточной потребности в сне).
У ребенка с ММД быстро меняется настроение, типичны раздражительность, импульсивность. В любую минуту у него может возникнуть ярость, злость, агрессивность.
Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры.
Трудности в школе у детей с ММД связаны с нарушением навыков чтения, письма, счета.

У детей с ММД отмечаются стигмы дизэмбриогенеза - деформация черепа и ушных раковин, высокое небо, гипертелоризм, нарушение прикуса, неправильный рост зубов и др.

Частое неврологическое проявление ММД - нарушение координации движений. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. При ходьбе дети часто задевают окружающие предметы, неустойчивы в позе Ромберга, с трудом меняют движения на прямо противоположные. Таким детям плохо удаются спортивные игры, езда на велосипеде; в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Им трудно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, шить, резать ножницами, раскрашивать картинки, провести прямую линию, нарисовать круг или другие геометрические фигуры.

Часто наблюдаются также различные неврозоподобные состояния - тики, энурез, страхи и т. д.

Инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, эмоциональные перегрузки, как правило, вызывают усиление симптоматики ММД. При правильном систематическом подходе поведение ребенка с возрастом становится более правильным, улучшается успеваемость в школе.



Диагноз ММД устанавливают, если есть факторы "риска" (течение беременности и родов, перинатальная энцефалопатия с задержкой психического, двигательного и речевого развития ребенка на первом году жизни, нарушения поведения, трудности школьного обучения), рассеянная микросимптоматика в неврологическом статусе. Для обследования детям с ММД назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), эхоэнцефалограмму (ЭхоЭГ).

Лечение детей с ММД зависит от выраженности симптомов; оно включает меры педагогического воздействия и медицинскую коррекцию.

Родители должны избегать излишней строгости и требовательности, общаться спокойно и доброжелательно, но без чрезмерной опеки. Важно создать развивающую среду, которая будет стимулировать развитие двигательных навыков, речи и общения.

Речевые нарушения корректирует логопед. Дети с тяжелым поведением и личностными изменениями подлежат лечению и наблюдению у психиатра. Легкие нарушения должен регулярно корректировать невролог.


Made on
Tilda